Конституция (от лат. сonstitutio – установление, устройство) – это юридический документ, определяющий устройство государства, права, свободы и обязанности граждан и обладающий высшей юридической силой.

Согласно теории общественного договора Конституция закрепляет договоренность между обществом (гражданами) и государством по самым важным для общества вопросам.

Конституция Луганской Народной Республики – Основной Закон Республики, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Документ

Конституция Луганской Народной Республики

Принята
Народным Советом
Луганской Народной Республики
30 декабря 2022 года

Народный Совет Луганской Народной Республики – парламент Луганской Народной Республики, признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, стремясь защитить и гарантировать равные права и свободы человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка и религии, национального или социального происхождения и политических убеждений, опираясь на многовековую общую историю и культурное единство с народами Российской Федерации, исходя из ответственности за общую с народами Российской Федерации Родину перед нынешним и будущими поколениями, реализуя волю народа Луганской Народной Республики, выраженную в решении референдума, состоявшегося в Луганской Народной Республике 27 сентября 2022 года, принимает Конституцию Луганской Народной Республики.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Луганская Народная Республика является равноправным субъектом Российской Федерации.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Луганская Народная Республика обладает всей полнотой государственной власти.

3. Территория Луганской Народной Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации.

Статья 2

1. Источником власти в Луганской Народной Республике является ее народ, являющийся частью многонационального народа Российской Федерации.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Присвоение властных полномочий или захват власти преследуется по федеральному закону.

Статья 3

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Луганской Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления на территории Луганской Народной Республики.

Статья 4

1. Социальная политика Луганской Народной Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное 3 развитие человека, народное благосостояние, доступность основных материальных, моральных и духовных благ.

2. В Луганской Народной Республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Статья 5

1. В Луганской Народной Республике признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Луганской Народной Республике как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Луганской Народной Республики, и являются национальным достоянием.

3. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Луганской Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пределах полномочий Луганской Народной Республики – законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 6

1. Государственная власть в Луганской Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Государственную власть в Луганской Народной Республике осуществляют Глава Луганской Народной Республики, Народный Совет Луганской Народной Республики, Правительство Луганской Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией.

3. Система органов государственной власти Луганской Народной Республики, иных государственных органов Луганской Народной Республики устанавливается Луганской Народной Республикой самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, федеральным законом, определяющим общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, другими федеральными законами.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной 4 власти Луганской Народной Республики, органами местного самоуправления осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Луганской Народной Республики.

5. Мировые судьи Луганской Народной Республики являются судьями общей юрисдикции Луганской Народной Республики и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законом Луганской Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7

1. Луганская Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Луганской Народной Республики.

2. Законы Луганской Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты Луганской Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3. Конституция Луганской Народной Республики, законы и иные нормативные правовые акты Луганской Народной Республики, принятые в пределах полномочий Луганской Народной Республики, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Луганской Народной Республики органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Статья 8

1. В Луганской Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, и органы государственной власти Луганской Народной Республики входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Луганской Народной Республики.

Статья 9

1. В Луганской Народной Республике признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Никакие религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных.

4. Запрещается деятельность общественных объединений, преследующих цели применения насилия, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, реабилитации нацизма и пропаганды нацистской атрибутики или символики.

Статья 10

1. Государственным языком Луганской Народной Республики является русский язык.

2. Статус государственного языка Луганской Народной Республики устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 11

1. Положения настоящей главы составляют основы конституционного строя Луганской Народной Республики.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Луганской Народной Республики.

Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина

Статья 12

В Луганской Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией.

Статья 13

1. Все равны перед законом и судом.

2. В Луганской Народной Республике гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 14

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 15

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Луганская Народная Республика гарантирует каждому право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 16

Луганская Народная Республика гарантирует каждому, кто законно находится на территории Луганской Народной Республики, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с федеральным законом.

Статья 17

Луганская Народная Республика гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или

совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 18

1. В Луганской Народной Республике гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. В Луганской Народной Республике гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

5. В Луганской Народной Республике гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 19

1. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 20

В Луганской Народной Республике гарантируется право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 21

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Луганской Народной Республики, имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Луганской Народной Республики, имеют право в соответствии с федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Луганской Народной Республики, имеют равный доступ к государственной службе.

Статья 22

В Луганской Народной Республике гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 23

1. Луганская Народная Республика гарантирует право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. В Луганской Народной Республике не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 24

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только в порядке, установленном федеральным законом, при условии предварительного и равноценного возмещения.

3. Право наследования гарантируется.

Статья 25

1. На территории Луганской Народной Республики владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в пределах полномочий Луганской Народной Республики – законодательством Луганской Народной Республики.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Статья 26

1. Луганская Народная Республика гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд не допускается.

3. В Луганской Народной Республике обеспечивается и защищается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 27

Материнство, отцовство, детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 28

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 29

1. Луганской Народной Республикой принимаются меры по обеспечению права на жилище.

2. Органы государственной власти Луганской Народной Республики и органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 30

1. Луганская Народная Республика принимает меры по обеспечению права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Луганской Народной Республике медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Луганской Народной Республике финансируются региональные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 31

В Луганской Народной Республике гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 32

1. Каждому гарантируется право на образование.

2. В Луганской Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. В Луганской Народной Республике поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Статья 33

1. В Луганской Народной Республике гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

2. В Луганской Народной Республике обеспечивается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Луганская Народная Республика защищает историческое и культурное наследие, памятники истории и культуры.

4. В Луганской Народной Республике создаются и обеспечиваются равные условия для сохранения и развития культур всех проживающих в ней народов.

Статья 34

1. В Луганской Народной Республике гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Статья 35

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Луганская Народная Республика в предусмотренных федеральным законом формах участвует в обеспечении деятельности судей.

Статья 36

Луганская Народная Республика принимает меры по обеспечению права на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 37

1. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда.

2. Государство возмещает вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти Луганской Народной Республики или их должностных лиц.

Статья 38

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 39

1. Перечисление в настоящей Конституции полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление полномочий по защите других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. Законы и другие нормативные правовые акты Луганской Народной Республики не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Статья 40

Каждый, находящийся на территории Луганской Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и настоящую Конституцию, федеральные законы и законы Луганской Народной Республики, уважать права и свободы других лиц.

Статья 41

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 42

Органы государственной власти и иные государственные органы Луганской Народной Республики в случаях и формах, которые предусмотрены федеральным законом, участвуют в обеспечении исполнения гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.

Статья 43

Законами Луганской Народной Республики могут предусматриваться дополнительные, не установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечиваемые за счет финансовых, материальных и иных средств Луганской Народной Республики.

Глава 3. Государственное устройство Луганской Народной Республики

Статья 44

1. Статус Луганской Народной Республики определяется Договором между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики», настоящей Конституцией.

2. Статус Луганской Народной Республики может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Луганской Народной Республики в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 45

1. Территория Луганской Народной Республики определяется границами, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

2. Луганская Народная Республика самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.

3. Административно-территориальными единицами Луганской Народной Республики являются районы и города республиканского значения. Иные виды административно-территориальных единиц могут устанавливаться законом Луганской Народной Республики.

4. Границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом Луганской Народной Республики.

Статья 46

1. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, Луганская Народная Республика осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики.

2. Законы и иные нормативные правовые акты Луганской Народной Республики не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия положений указанных актов федеральному конституционному закону, федеральному закону действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Луганской Народной Республики, принятым вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Луганской Народной Республики.

Статья 47

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы исполнительной власти Луганской Народной Республики и федеральные органы исполнительной власти по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 48

Народный Совет Луганской Народной Республики обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Статья 49

1. Государственные флаг, герб и гимн Луганской Народной Республики, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Луганской Народной Республики.

2. Столицей Луганской Народной Республики является город Луганск. Статус столицы Луганской Народной Республики устанавливается законом Луганской Народной Республики.

Глава 4. Народный Совет Луганской Народной Республики

Статья 50

1. Народный Совет Луганской Народной Республики является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Луганской Народной Республики.

2. Срок полномочий депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики одного созыва составляет пять лет. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Народного Совета Луганской Народной Республики нового созыва.

3. Народный Совет Луганской Народной Республики состоит из 50 депутатов.

4. Народный Совет Луганской Народной Республики самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

5. Расходы на обеспечение деятельности Народного Совета Луганской Народной Республики предусматриваются в бюджете Луганской Народной Республики отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

6. Народный Совет Луганской Народной Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 51

1. Депутаты Народного Совета Луганской Народной Республики избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Порядок выборов депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики устанавливается законом Луганской Народной Республики в соответствии с федеральным законом.

Статья 52

1. Депутатом Народного Совета Луганской Народной Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики пассивным избирательным правом.

2. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики в течение срока своих полномочий не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики. Число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом Луганской Народной Республики. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики замещает государственную должность Луганской Народной Республики вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

4. При осуществлении депутатом Народного Совета Луганской Народной Республики депутатской деятельности на профессиональной основе он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.

6. Гарантии деятельности депутата Народного Совета Луганской Народной Республики устанавливаются настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики.

7. Депутату Народного Совета Луганской Народной Республики, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для исполнения своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом Луганской Народной Республики и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

8. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, если депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9. Депутат Народного Совета Луганской Народной Республики вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий.

10. Статус депутата Народного Совета Луганской Народной Республики определяется настоящей Конституцией, законами Луганской Народной Республики на основании федерального закона.

Статья 53

1. Вновь избранный Народный Совет Луганской Народной Республики собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после своего избрания в правомочном составе.

2. Первое заседание Народного Совета Луганской Народной Республики нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.

3. Со дня начала работы Народного Совета Луганской Народной Республики нового созыва полномочия депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики предыдущего созыва прекращаются.

Статья 54

1. Народный Совет Луганской Народной Республики избирает из своего состава Председателя Народного Совета Луганской Народной Республики, его заместителей, которые ведут заседания Народного Совета Луганской Народной Республики и ведают его внутренним распорядком по вопросам, не разрешенным Народным Советом Луганской Народной Республики в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи.

2. Председатель Народного Совета Луганской Народной Республики, его заместители избираются из состава Народного Совета Луганской Народной Республики большинством голосов от установленного числа депутатов.

3. Народный Совет Луганской Народной Республики:

  • 1) принимает Регламент Народного Совета Луганской Народной Республики и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности;
  • 2) образует комитеты, а также комиссии, формирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Луганской Народной Республики;
  • 3) формирует Президиум Народного Совета Луганской Народной Республики;
  • 4) по представлению Председателя Народного Совета Луганской Народной Республики создает Аппарат Народного Совета Луганской Народной Республики и утверждает положение о нем;
  • 5) по представлению Председателя Народного Совета Луганской Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Народного Совета Луганской Народной Республики.

4. Для осуществления контроля за исполнением бюджета Луганской Народной Республики Народный Совет Луганской Народной Республики образует Счетную палату Луганской Народной Республики. Состав, порядок формирования и деятельности Счетной палаты Луганской Народной Республики определяются законом Луганской Народной Республики.

Статья 55

1. Заседания Народного Совета Луганской Народной Республики являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящей Конституцией, законом Луганской Народной Республики или Регламентом Народного Совета Луганской Народной Республики.

2. На заседаниях Народного Совета Луганской Народной Республики, его комитетов и комиссий вправе присутствовать представители исполнительных органов Луганской Народной Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Регламентом Народного Совета Луганской Народной Республики.

3. В заседаниях Народного Совета Луганской Народной Республики вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации – представители от законодательного и исполнительного органов Луганской Народной Республики и депутаты Государственной Думы, входившие в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов (на территории Луганской Народной Республики, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории Луганской Народной Республики) или избранные по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Луганской Народной Республики, в порядке, определенном Регламентом Народного Совета Луганской Народной Республики.

4. Правомочность заседания Народного Совета Луганской Народной Республики определяется законом Луганской Народной Республики. Заседание Народного Совета Луганской Народной Республики не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Народного Совета Луганской Народной Республики проводится не реже одного раза в три месяца.

5. Глава Луганской Народной Республики вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета Луганской Народной Республики.

Статья 56

1. К ведению Народного Совета Луганской Народной Республики относится:

  • 1) принятие Конституции Луганской Народной Республики и поправок к ней;
  • 2) принятие законов Луганской Народной Республики, внесение в них изменений;
  • 3) законодательное регулирование по предметам ведения Луганской Народной Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Луганской Народной Республики в пределах полномочий Луганской Народной Республики;
  • 4) заслушивание ежегодного отчета Главы Луганской Народной Республики или Председателя Правительства Луганской Народной Республики о результатах деятельности Правительства Луганской Народной Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Советом Луганской Народной Республики;
  • 5) рассмотрение вопросов об изменении границ Луганской Народной Республики;
  • 6) назначение референдума Луганской Народной Республики;
  • 7) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
  • 8) осуществление в качестве представительного органа Луганской Народной Республики контроля за соблюдением и исполнением законов Луганской Народной Республики, исполнением бюджета Луганской Народной Республики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Луганской Народной Республики, соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Луганской Народной Республики;
  • 9) проведение по вопросам своего ведения парламентских слушаний;
  • 10) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, образованных на территории Луганской Народной Республики;
  • 11) назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц Луганской Народной Республики, если такой порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией;
  • 12) оформление согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц Луганской Народной Республики, если дача такого согласия предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящей Конституцией;
  • 13) назначение выборов в Народный Совет Луганской Народной Республики;
  • 14) избрание Главы Луганской Народной Республики и назначение в соответствии с федеральным законом дня голосования депутатов по данному вопросу;
  • 15) вопросы о недоверии (доверии) Главе Луганской Народной Республики, а также вопросы о недоверии (доверии) Председателю Правительства Луганской Народной Республики;
  • 16) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Главы Луганской Народной Республики в случаях, предусмотренных федеральным законом и настоящей Конституцией;
  • 17) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Луганской Народной Республики;
  • 18) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Луганской Народной Республики.

2. Решения по вопросам, предусмотренным пунктами 5, 6, 11-18 части 1 настоящей статьи, а также частью 3 статьи 54 настоящей Конституции, принимаются в форме постановлений Народного Совета Луганской Народной Республики.

Статья 57

Законом Луганской Народной Республики:

  • 1) утверждаются бюджет Луганской Народной Республики и отчет о его исполнении;
  • 2) устанавливается порядок проведения выборов в Народный Совет Луганской Народной Республики, порядок избрания Главы Луганской Народной Республики депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики;
  • 3) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Луганской Народной Республики в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
  • 4) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Луганской Народной Республики;
  • 5) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Луганской Народной Республике;
  • 6) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов и сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и / или основания и порядок их применения;
  • 7) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Луганской Народной Республики и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Луганской Народной Республики;
  • 8) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Луганской Народной Республики, в том числе акциями (долями участия, паями) Луганской Народной Республики в уставных (складочных) капиталах организаций;
  • 9) утверждаются заключение и расторжение договоров Луганской Народной Республики;
  • 10) устанавливается административно-территориальное деление Луганской Народной Республики и порядок его изменения;
  • 11) устанавливаются награды и почетные звания Луганской Народной Республики, а также порядок награждения наградами и почетными званиями Луганской Народной Республики;
  • 12) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, могут наделяться отдельными государственными полномочиями Луганской Народной Республики органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики;
  • 13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Луганской Народной Республики к ведению и полномочиям Луганской Народной Республики.

Статья 58

1. Конституция Луганской Народной Республики, поправки к ней принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики.

2. Законы Луганской Народной Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом или настоящей Конституцией.

3. Постановления Народного Совета Луганской Народной Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Глава Луганской Народной Республики вправе обратиться в Народный Совет Луганской Народной Республики с предложением о внесении изменений в постановления Народного Совета Луганской Народной Республики либо об их отмене.

Статья 59

1. Право законодательной инициативы в Народном Совете Луганской Народной Республики принадлежит депутатам Народного Совета Луганской Народной Республики, Главе Луганской Народной Республики, Правительству Луганской Народной Республики, прокурору Луганской Народной Республики, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы также принадлежит территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации по Луганской Народной Республике по вопросам его ведения.

2. Проекты законов Луганской Народной Республики, внесенные в Народный Совет Луганской Народной Республики Главой Луганской Народной Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Проекты законов Луганской Народной Республики об установлении, о введении в действие (прекращении действия) налогов и сборов, об определении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов и сборов, установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и / или оснований и порядка их применения, другие проекты законов Луганской Народной Республики, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Луганской Народной Республики, рассматриваются Народным Советом Луганской Народной Республики по представлению Главы Луганской Народной Республики либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Народный Совет Луганской Народной Республики не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта Главе Луганской Народной Республики.

4. Законопроекты рассматриваются Народным Советом Луганской Народной Республики в двух чтениях. Решение о принятии или об отклонении проекта закона, а также о принятии закона Луганской Народной Республики оформляется постановлением Народного Совета Луганской Народной Республики.

Статья 60

1. Принятый Народным Советом Луганской Народной Республики закон Луганской Народной Республики в течение пяти дней со дня его принятия направляется Главе Луганской Народной Республики для подписания и обнародования.

2. Глава Луганской Народной Республики в течение четырнадцати дней со дня поступления закона Луганской Народной Республики подписывает и обнародует его либо отклоняет закон Луганской Народной Республики в порядке, установленном настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики.

3. Глава Луганской Народной Республики в случае отклонения закона Луганской Народной Республики возвращает его в Народный Совет Луганской Народной Республики с мотивированным обоснованием отклонения или с предложениями о внесении в него соответствующих изменений.

4. В случае отклонения закона Луганской Народной Республики Главой Луганской Народной Республики Народный Совет Луганской Народной Республики в установленном порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов, он подлежит подписанию и обнародованию Главой Луганской Народной Республики в течение семи дней со дня такого одобрения.

5. Закон Луганской Народной Республики вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом, настоящей Конституцией и / или законом Луганской Народной Республики не установлен иной порядок вступления его в силу.

Статья 61

1. Полномочия Народного Совета Луганской Народной Республики прекращаются досрочно в случае:

    1) принятия Народным Советом Луганской Народной Республики в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией или законом Луганской Народной Республики, решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Луганской Народной Республики;

    2) роспуска Народного Совета Луганской Народной Республики Главой Луганской Народной Республики по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи;

    3) вступления в силу решения Верховного Суда Луганской Народной Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    4) роспуска Народного Совета Луганской Народной Республики Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

2. Глава Луганской Народной Республики принимает решение о роспуске Народного Совета Луганской Народной Республики в случае принятия Народным Советом Луганской Народной Республики Конституции Луганской Народной Республики и / или закона Луганской Народной Республики, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народный Совет Луганской Народной Республики не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.

3. Глава Луганской Народной Республики вправе принять решение о роспуске Народного Совета Луганской Народной Республики в случае, если вступившим в законную силу решением соответствующего суда установлено, что:

  • 1) избранный в правомочном составе Народный Совет Луганской Народной Республики в течение трех месяцев подряд не проводил заседание;
  • 2) вновь избранный в правомочном составе Народный Совет Луганской Народной Республики в течение трех месяцев со дня его избрания не проводил заседание.

4. Глава Луганской Народной Республики вправе принять решение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения соответствующего суда.

5. Решение Главы Луганской Народной Республики о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Луганской Народной Республики принимается в форме указа.

6. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Луганской Народной Республики назначаются внеочередные выборы в Народный Совет Луганской Народной Республики в соответствии с федеральным законом и законом Луганской Народной Республики. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Глава 5. Глава Луганской Народной Республики

Статья 62

1. Глава Луганской Народной Республики является высшим должностным лицом Луганской Народной Республики, осуществляет руководство исполнительной властью в Луганской Народной Республике.

2. Глава Луганской Народной Республики в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти в Луганской Народной Республике.

3. Глава Луганской Народной Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Луганской Народной Республики, а также с учетом утвержденных (одобренных) Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования определяет основные направления развития Луганской Народной Республики.

4. Глава Луганской Народной Республики представляет Луганскую Народную Республику в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах полномочий Луганской Народной Республики вправе подписывать договоры и соглашения от имени Луганской Народной Республики.

5. Глава Луганской Народной Республики в течение срока своих полномочий не может заниматься деятельностью и замещать должности, несовместимые в соответствии с федеральным законом с его статусом.

6. На Главу Луганской Народной Республики распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Глава Луганской Народной Республики замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и, если это предусмотрено федеральным законодательством, также государственную должность Российской Федерации.

Статья 63

1. Глава Луганской Народной Республики избирается депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики в соответствии с федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики.

2. Глава Луганской Народной Республики избирается сроком на пять лет.

3. Главой Луганской Народной Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 30 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность Главы Луганской Народной Республики.

4. Порядок избрания Главы Луганской Народной Республики депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики определяется законом Луганской Народной Республики с учетом соответствующих положений федерального законодательства. Такой порядок должен предусматривать равные возможности каждому кандидату для избрания на должность Главы Луганской Народной Республики выступить перед депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики, участвующими в голосовании по избранию Главы Луганской Народной Республики.

5. Законом Луганской Народной Республики об определении порядка избрания Главы Луганской Народной Республики может быть предусмотрено, что голосование депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики по избранию Главы Луганской Народной Республики является тайным.

Статья 64

1. При вступлении в должность Глава Луганской Народной Республики приносит присягу на верность народу, Конституции Российской Федерации и настоящей Конституции следующего содержания: «Клянусь при осуществлении полномочий Главы Луганской Народной Республики верно служить народу Луганской Народной Республики, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Луганской Народной Республики и законы Луганской Народной Республики, уважать и обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, с честью выполнять высокие обязанности Главы Луганской Народной Республики.».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики, членов Правительства Луганской Народной Республики и других приглашенных лиц.

3. Срок исполнения полномочий Главы Луганской Народной Республики исчисляется со дня принесения им присяги. Глава Луганской Народной Республики прекращает исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Луганской Народной Республики.

Статья 65

Глава Луганской Народной Республики:

  • 1) формирует в соответствии с настоящей Конституцией и законами Луганской Народной Республики Правительство Луганской Народной Республики и принимает решение о его отставке;
  • 2) определяет основные направления деятельности Правительства Луганской Народной Республики;
  • 3) определяет в соответствии с настоящей Конституцией систему и структуру исполнительных органов Луганской Народной Республики;
  • 4) образует, реорганизует и ликвидирует исполнительные органы Луганской Народной Республики;
  • 5) представляет в Народный Совет Луганской Народной Республики ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Луганской Народной Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Советом Луганской Народной Республики, в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
  • 6) обладает правом законодательной инициативы в Народном Совете Луганской Народной Республики;
  • 7) вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета Луганской Народной Республики, а также созвать вновь избранный Народный Совет Луганской Народной Республики на первое заседание ранее срока, установленного настоящей Конституцией;
  • 8) вправе участвовать в заседании Народного Совета Луганской Народной Республики с правом совещательного голоса и направлять для такого участия своих представителей;
  • 9) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Совета Луганской Народной Республики в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;
  • 10) согласовывает решения органов исполнительной власти Луганской Народной Республики о подписании соглашений между этими органами и федеральными органами исполнительной власти о передаче друг другу в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Луганской Народной Республики осуществления части своих полномочий;
  • 11) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов Луганской Народной Республики с иными государственными органами Луганской Народной Республики и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов Луганской Народной Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;
  • 12) после консультаций с Народным Советом Луганской Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Правительства Луганской Народной Республики;
  • 13) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Луганской Народной Республики;
  • 14) назначает на должность и освобождает от должности министров и других руководителей исполнительных органов Луганской Народной Республики в соответствии с настоящей Конституцией;
  • 15) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации, отстранить их от должности, а также обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку в случаях и в порядке, установленных федеральным законом;
  • 16) формирует Администрацию Главы Луганской Народной Республики;
  • 17) отменяет акты Правительства Луганской Народной Республики, других исполнительных органов Луганской Народной Республики в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Луганской Народной Республики;
  • 18) подписывает и обнародует законы Луганской Народной Республики либо отклоняет их;
  • 19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Луганской Народной Республики.

Статья 66

1. Глава Луганской Народной Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Луганской Народной Республики издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Луганской Народной Республики.

2. Указы и распоряжения Главы Луганской Народной Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативным актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Луганской Народной Республики.

3. Указы и распоряжения Главы Луганской Народной Республики направляются в Народный Совет Луганской Народной Республики в сроки, установленные законом Луганской Народной Республики.

4. Народный Совет Луганской Народной Республики вправе обратиться к Главе Луганской Народной Республики с предложением о внесении изменений в его указы и распоряжения либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов Главы Луганской Народной Республики.

Статья 67

1. Полномочия Главы Луганской Народной Республики прекращаются досрочно в случае:

  • 1) его смерти;
  • 2) его отставки по собственному желанию;
  • 3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • 4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Народным Советом Луганской Народной Республики;
  • 5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • 7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • 8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • 9) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 9 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Луганской Народной Республики принимается Президентом Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных пунктами 5-8 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Луганской Народной Республики принимается Народным Советом Луганской Народной Республики по представлению Президента Российской Федерации.

4. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, досрочное прекращение полномочий Главы Луганской Народной Республики констатируется Народным Советом Луганской Народной Республики в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 56 и частью 3 статьи 58 настоящей Конституции, на основании сведений о государственной регистрации смерти.

Статья 68

1. Народный Совет Луганской Народной Республики может выразить недоверие Главе Луганской Народной Республики в случае:

  • 1) издания Главой Луганской Народной Республики актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, настоящей Конституции и законам Луганской Народной Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Луганской Народной Республики не устранил их в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения;
  • 2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Главой Луганской Народной Республики Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Луганской Народной Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
  • 3) ненадлежащего исполнения Главой Луганской Народной Республики своих обязанностей.

2. Решение Народного Совета Луганской Народной Республики о недоверии Главе Луганской Народной Республики принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

3. Решение Народного Совета Луганской Народной Республики о недоверии Главе Луганской Народной Республики направляется Президенту Российской Федерации для рассмотрения вопроса об отрешении Главы Луганской Народной Республики от должности.

4. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы Луганской Народной Республики от должности влечет за собой отставку Правительства Луганской Народной Республики. В этом случае исполнительные органы Луганской Народной Республики продолжают действовать до определения системы и структуры исполнительных органов Луганской Народной Республики и сформирования нового Правительства Луганской Народной Республики вновь избранным и вступившим в должность Главой Луганской Народной Республики.

Статья 69

1. Президент Российской Федерации вправе своим указом назначить временно исполняющего обязанности Главы Луганской Народной Республики на период до вступления в должность избранного Главы Луганской Народной Республики в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Луганской Народной Республики или временного отстранения Главы Луганской Народной Республики от должности до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Главы Луганской Народной Республики временное исполнение обязанностей Главы Луганской Народной Республики осуществляется Председателем Правительства Луганской Народной Республики, а при его отсутствии – заместителем Председателя Правительства Луганской Народной Республики в соответствии с установленным Главой Луганской Народной Республики распределением обязанностей.

3. В случае если Глава Луганской Народной Республики не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению его полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), их временно исполняет Председатель Правительства Луганской Народной Республики, а при его отсутствии – заместитель Председателя Правительства Луганской Народной Республики в соответствии с установленным Главой Луганской Народной Республики распределением обязанностей.

4. В случае если Глава Луганской Народной Республики не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению его полномочий, Президент Российской Федерации в целях охраны прав и законных интересов граждан Российской Федерации своим указом вправе назначить временно исполняющего обязанности Главы Луганской Народной Республики на период действия указанных обстоятельств. В этом случае исполнение обязанностей Главы Луганской Народной Республики лицом, определенным в соответствии с частью 3 настоящей статьи, прекращается.

5. Временно исполняющий обязанности Главы Луганской Народной Республики, наделенный полномочиями в соответствии с частями 1 и 4 настоящей статьи, обладает правами и обязанностями Главы Луганской Народной Республики (за исключением прав, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) и является лицом, одновременно замещающим государственную должность Российской Федерации и государственную должность Луганской Народной Республики.

6. Временно исполняющий обязанности Главы Луганской Народной Республики, наделенный полномочиями в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, обладает правами и обязанностями Главы Луганской Народной Республики (за исключением прав, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) и является лицом, замещающим государственную должность Луганской Народной Республики.

7. Временно исполняющий обязанности Главы Луганской Народной Республики не вправе:

  • 1) вносить предложения об изменении настоящей Конституции;
  • 2) распускать Народный Совет Луганской Народной Республики.

Глава 6. Правительство Луганской Народной Республики

Статья 70

1. В систему исполнительных органов Луганской Народной Республики входят Глава Луганской Народной Республики, Правительство Луганской Народной Республики, иные исполнительные органы Луганской Народной Республики.

2. Правительство Луганской Народной Республики является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Луганской Народной Республики. Правительство Луганской Народной Республики возглавляет систему исполнительных органов Луганской Народной Республики.

3. Правительство Луганской Народной Республики формируется Главой Луганской Народной Республики.

4. Правительство Луганской Народной Республики состоит из членов Правительства Луганской Народной Республики – Председателя Правительства Луганской Народной Республики, заместителей Председателя Правительства Луганской Народной Республики, министров Луганской Народной Республики.

5. Председатель Правительства Луганской Народной Республики замещает государственную должность Луганской Народной Республики и организует работу Правительства Луганской Народной Республики.

6. Члены Правительства Луганской Народной Республики замещают государственную должность Луганской Народной Республики, если соответствующая должность отнесена к таковой законом Луганской Народной Республики о государственных должностях Луганской Народной Республики.

7. На членов Правительства Луганской Народной Республики распространяются ограничения, запреты и обязанности, в том числе в сфере противодействия коррупции, установленные законодательством Российской Федерации.

8. Правительство Луганской Народной Республики в соответствии с законом Луганской Народной Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики на территории Луганской Народной Республики и согласованную деятельность иных исполнительных органов Луганской Народной Республики.

9. Порядок деятельности Правительства Луганской Народной Республики определяется Регламентом Правительства Луганской Народной Республики, утверждаемым Главой Луганской Народной Республики. 10. Финансовое обеспечение Правительства Луганской Народной Республики и возглавляемых им исполнительных органов Луганской Народной Республики осуществляется за счет средств бюджета Луганской Народной Республики, предусмотренных отдельной строкой.

11. Правительство Луганской Народной Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 71

1. Глава Луганской Народной Республики после консультаций с Народным Советом Луганской Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Правительства Луганской Народной Республики.

2. Глава Луганской Народной Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Луганской Народной Республики, министров Луганской Народной Республики и руководителей иных исполнительных органов Луганской Народной Республики в соответствии с настоящей Конституцией.

3. Представление по кандидатуре на должность Председателя Правительства Луганской Народной Республики вносится в Народный Совет Луганской Народной Республики Главой Луганской Народной Республики для проведения консультаций. К представлению прилагается комплект документов, которые необходимы для рассмотрения кандидатуры и перечень которых определяется законом Луганской Народной Республики о Правительстве Луганской Народной Республики.

4. Народный Совет Луганской Народной Республики в порядке, установленном Регламентом Народного Совета Луганской Народной Республики, рассматривает представленную Главой Луганской Народной Республики кандидатуру на должность Председателя Правительства Луганской Народной Республики. По результатам рассмотрения Народный Совет Луганской Народной Республики принимает постановление об утверждении заключения о результатах рассмотрения представленной кандидатуры. Указанное постановление направляется Главе Луганской Народной Республики не позднее одного месяца со дня поступления комплекта необходимых документов в Народный Совет Луганской Народной Республики.

5. Глава Луганской Народной Республики до принятия Народным Советом Луганской Народной Республики постановления, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, вправе назначить временно исполняющего обязанности Председателя Правительства Луганской Народной Республики либо осуществлять соответствующие полномочия самостоятельно.

Статья 72

Правительство Луганской Народной Республики в соответствии с компетенцией Луганской Народной Республики и в пределах своих полномочий, установленных настоящей Конституцией, законом Луганской Народной Республики:

  • 1) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Луганской Народной Республики;
  • 2) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
  • 3) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
  • 4) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, меры, направленные на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные меры, направленные на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия;
  • 5) разрабатывает проект бюджета Луганской Народной Республики;
  • 6) обеспечивает исполнение бюджета Луганской Народной Республики и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Луганской Народной Республики, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Луганской Народной Республики для представления их Главой Луганской Народной Республики или Председателем Правительства Луганской Народной Республики в Народный Совет Луганской Народной Республики;
  • 7) управляет и распоряжается собственностью Луганской Народной Республики в соответствии с законами Луганской Народной Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Луганской Народной Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • 8) предлагает органу местного самоуправления в Луганской Народной Республике, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие законодательству Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, а также вправе обратиться в суд;
  • 9) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
  • 10) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
  • 11) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;
  • 12) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Луганской Народной Республики, и утверждает (одобряет) такие документы;
  • 13) создает Аппарат Правительства Луганской Народной Республики и утверждает положение о нем;
  • 14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Луганской Народной Республики, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Статья 73

1. Правительство Луганской Народной Республики на основании и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Луганской Народной Республики издает постановления и распоряжения.

2. Постановления и распоряжения Правительства Луганской Народной Республики, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Луганской Народной Республике. Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым

3. Постановления и распоряжения Правительства Луганской Народной по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции, законам Луганской Народной Республики, указам Главы Луганской Народной Республики.

4. Акты исполнительных органов Луганской Народной Республики в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, указам Главы Луганской Народной Республики могут быть отменены Главой Луганской Народной Республики.

5. Нормативные правовые акты Правительства Луганской Народной Республики направляются в Народный Совет Луганской Народной Республики в сроки, установленные законом Луганской Народной Республики.

6. Народный Совет Луганской Народной Республики вправе обратиться к Правительству Луганской Народной Республики с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Луганской Народной Республики либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации.

Статья 74

1. Перед вновь избранным Главой Луганской Народной Республики Правительство Луганской Народной Республики слагает свои полномочия.

2. В случае сложения полномочий или отставки Правительство Луганской Народной Республики продолжает действовать до сформирования нового Правительства Луганской Народной Республики.

Глава 7. Судебная власть

Статья 75

1. Правосудие в Луганской Народной Республике осуществляется только судом.

2. В Луганской Народной Республике действуют федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи Луганской Народной Республики.

3. Деятельность мировых судей Луганской Народной Республики осуществляется в пределах судебного района на соответствующих судебных участках. Судебные участки и должности мировых судей Луганской Народной Республики создаются и упраздняются законами Луганской Народной Республики.

4. Порядок назначения на должность мировых судей Народным Советом Луганской Народной Республики либо порядок избрания мировых судей на должность населением соответствующего судебного участка устанавливается законом Луганской Народной Республики.

5. Мировые судьи Луганской Народной Республики обладают статусом и пользуются гарантиями независимости и неприкосновенности, установленными федеральным законом.

6. Порядок установления структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей определяется законом Луганской Народной Республики.

7. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется исполнительными органами Луганской Народной Республики в порядке, установленном законом Луганской Народной Республики.

8. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Луганской Народной Республики и оплата труда работников аппаратов мировых судей Луганской Народной Республики в процессе исполнения бюджета Луганской Народной Республики производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом Луганской Народной Республики о бюджете Луганской Народной Республики на текущий финансовый год и плановый период.

9. Не допускается уменьшение органами государственной власти Луганской Народной Республики объема гарантий организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Луганской Народной Республики в целях оказания влияния на процесс принятия ими решений.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 76

1. В Луганской Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление.

2. Местное самоуправление в Луганской Народной Республике обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

3. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Порядок взаимодействия между органами государственной власти Луганской Народной Республики и органами местного самоуправления определяется законом Луганской Народной Республики.

Статья 77

1. Местное самоуправление в Луганской Народной Республике осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются в соответствии с федеральным законом.

2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, статуса муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Статья 78

1. Органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

2. Органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, могут наделяться законом Луганской Народной Республики отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Луганской Народной Республики.

Статья 79

Местное самоуправление в Луганской Народной Республике гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Луганской Народной Республики, и запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 80

Организация местного самоуправления в Луганской Народной Республике, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом Луганской Народной Республики в соответствии с федеральным законом.

Глава 9. Принятие Конституции Луганской Народной Республики и поправок к ней

Статья 81

1. Конституция Луганской Народной Республики принимается Народным Советом Луганской Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

2. Конституция Луганской Народной Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования.

Статья 82

1. Предложения об изменении Конституции Луганской Народной Республики могут вносить Глава Луганской Народной Республики, группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Совета Луганской Народной Республики, представительные органы муниципальных образований Луганской Народной Республики.

2. Предложение об изменении Конституции Луганской Народной Республики направляется в виде проекта закона Луганской Народной Республики о поправке к Конституции Луганской Народной Республики в Народный Совет Луганской Народной Республики, который рассматривается в порядке, установленном Регламентом Народного Совета Луганской Народной Республики

3. Закон Луганской Народной Республики о поправке к Конституции Луганской Народной Республики принимается Народным Советом Луганской Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

4. Закон Луганской Народной Республики о поправке к Конституции Луганской Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом.

Глава 10. Переходные положения

Статья 83

До урегулирования вопросов интеграции Луганской Народной Республики в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также до принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики настоящая Конституция применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и положений Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики».